Карандаш и циркуль веселый смайлик надпись на парте стьюи на парте че такой серьезный надпись свойство произведение корней надпись

Похоже, вы используете блокировщик рекламы. Наш сайт существует и развивается только за счет дохода от рекламы.

Пожалуйста, добавьте нас в исключения блокировщика.

Список уроков
Скрыть меню

На главную страницу На главную страницу
Войти при помощи
Войти на сайт через ВКонтакте

Темы уроков


Начальная школа

Математика 5 класс

Математика 6 класс

Алгебра 7 класс

Геометрия 7 класс

Алгебра 8 класс

Алгебра 9 класс

Алгебра 10 класс

Алгебра 11 класс

Спорить гораздо легче, чем понимать.Гюстав Флобер
На главную страницу На главную страницу на главную

Русский язык в начальных классах

лупа Скрепки
Найти репетиторапортфель Поддержать сайтспасибо
←Вернуться в «Доклады по математике»

Русский язык в начальной школе закладывает основы будущего успешного обучения. Ученик совершенствует навык чтения, свободной речи, усваивает основы правописания. Главный помощник в этом — правильно составленный учебник.

С чего начать изучение русского языка

Изучение русского языка малыш начинает задолго до поступления в школу. Фундамент закладывается в семье, детском саду, кружках и секциях, на подготовительных курсах. Здесь дети знакомятся с алфавитом, получают первые навыки чтения, учатся складывать из букв слоги, из слогов — слова.

В школе параллельно с отработкой читательских навыков первоклассники учатся писать буквы: печатные, письменные, прописные, строчные. Формируются почерк и грамотность.

Главные задачи на этом этапе:

  • правильно держать ручку;
  • верно выполнять элементы букв, их соединения, соблюдать наклон;
  • связывать буквы в единое слово, а затем предложение.

Учитель проводит первые диктанты, где дети учатся воспринимать звуки на слух, переводя слова в знаковую форму. На занятиях ученики знакомятся с основами учебного предмета: составом слов, предложений, знаками препинания, ударением, каллиграфией. Постепенно урок русского языка для первоклашек дополняется изучением правил орфографии и пунктуации — от простого к сложному.

По мере обучения ученики составляют список словарных слов, правописание которых не подчиняется стандартным правилам, представляет исключения из них. Дети учатся не только теории, они применяют полученные навыки на практике: делают упражнения из учебника, пишут диктанты, сочинения, изложения, пересказывают устно произведения, выражают свою точку зрения. Важно применять правила в повседневной жизни (а не только на уроках), оттачивая, совершенствуя навыки.

Важность правил русского языка в начальной школе очевидна: успеваемость по этому предмету влияет на результат обучения по другим дисциплинам, а также на общее интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

Современные программы

Российское образование последних десятилетий предполагает вариативность в выборе программ и учебников по русскому языку, по которым обучаются дети в начальной школе. Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет методику — важно, чтобы она соответствовала рекомендациям Министерства образования.

В программах указывается список знаний и умений, которыми должен овладеть ученик к концу обучения, приведены календарный, тематический план с перечислением целей, задач каждого раздела, урока. Указаны и более мелкие навыки, которые получает ребёнок.

Любая программа состоит из трёх частей:

  • Грамота и развитие речи — осваивается навык письма, устной, письменной речи.
  • Грамматика, правописание — изучаются базовые правила орфографии, пунктуации.
  • Чтение и развитие речи — повышается интеллектуальный уровень ученика.

Обучение грамоте преследует главную цель — научить ребёнка читать и писать. Это первый этап освоения учеником языка: он учится делить живую речь на предложения, затем на слова, слова — на звуки и буквы. Далее спектр навыков расширяется: ученик учится слышать звуки, передавать их графически правильно в виде букв, писать под диктовку, копировать предложенную надпись и так далее.

Этап чтения и развития речи преследует цель научить основам выразительного декламирования текста с пониманием смысла прочитанного. Для развития читательского навыка выбирают тексты с нравственной подоплёкой, которые способствуют формированию моральных ценностей, нравственных качеств личности.

Чтения только на уроках русского языка в 1 классе недостаточно для активного развития навыков ребёнка, стимулирования интереса к книгам, высших психических функций. Поэтому программа содержит мини-разделы «Внеклассное чтение» или «Литературное чтение».

Министерство образования РФ рекомендовало для обучения в начальных классах следующие учебно-методические комплексы:

  1. «Школа России». Особенность этой рабочей программы по русскому языку — нацеленность на параллельное развитие ребёнка с духовно-нравственной и образовательной позиции. Программа идёт от простого к сложному, при этом авторы постоянно возвращаются к пройденным правилам после свежеизученных. Во время обучения перед учеником ставится определённая проблема, он совместно с учителем ищет решение. «Школа России» использует традиции классической советской школы, ставя их на рельсы индивидуального подхода.
  2. «Гармония». Её цель — осознание учеником себя как языковой личности, формирование уважения к родному языку. Программа включает раздел о культуре речи, все правила преподаются системно, используется коммуникативный подход.
  3. «Школа-2010». Её особенностью считается развитие у детей орфографической зоркости. Для этого ученики работают над лексическим составом слова, его значением, изучают части речи, совершенствуют читательские навыки.
  4. «Перспективная начальная школа». Основная идея этого УМК — формирование единой непротиворечивой картины мира на основе всесторонних знаний из разных дисциплин. В процессе обучения ребенок становится его объектом, субъектом, организатором учебной деятельности.

Пособия по русскому языку и внеклассному чтению в начальной школе стимулируют расширение кругозора, стремление к самостоятельному изучению предмета, литературный вкус. Чтобы пользоваться разнообразными языковыми средствами, дети осваивают базовые основы правописания, культуры речи.

Теоретические разделы подкрепляются многочисленными упражнениями — каждое правило прорабатывается на практике. Кроме того, в конце разделов предусмотрены контрольные, тестовые работы, диктанты, которые позволяют определить качество знаний учеников, пробелы, подлежащие устранению на дополнительных занятиях. Есть в плане уроки, отведённые на повторение всего изученного материала.

Что должны знать ученики начальных классов

Основная цель обучения русскому языку в первом классе — регулярное, активное, системное усвоение языковых норм. Министерством образования установлены стандарты знаний и умений учеников начальных классов:

  1. Писать — иметь развитую письменную речь, высокую скорость беглого письма, уметь воспринимать текст на слух, оформлять его буквами.
  2. Грамотно говорить в соответствии с нормами литературной речи.
  3. Знать теоретический материал: основные орфографические правила, базовые понятия.
  4. Овладеть читательскими умениями, практиками — уметь читать текст, воспринимать его смысл, пересказать содержание, выразить своё мнение, приобщиться к образцам классической литературы.

Чтобы ученик успешно постигал знания, необходимы современные эффективные пособия, учитывающие особенности его возраста.

Топ книг по русскому языку

Издательства предлагают множество учебников, пособий, рабочих тетрадей для 1 класса и других начальных классов, сборников упражнений.

Мы составили свой топ книг на основании отзывов покупателей:

  1. Сборник шпаргалок «Все правила по русскому языку для начальной школы». В пособии приведены основные правила с 1 по 4 классы в максимально простой лаконичной форме. Это не классические учебники по русскому языку для 1 класса, а полезное дополнение к ним. Нестандартный формат шпаргалок позволяет быстро запомнить сложный материал, особенно подходит пособие детям с хорошей зрительной памятью.
  2. Универсальные прописи. Классическая система обучения письму. Пособие разработано практикующими учителями школ. Его главная цель — дать ученику целостное представление о буквах, развить зрительную память, научить бегло писать, дать новый стимул развитию мелкой моторики. Снять напряжение после работы, стимулировать внимание и правильную постановку руки при письме помогут раскраски, приведённые на каждой странице.
  3. «20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс» О. В. Чистяковой. Всё больше детей сталкиваются с проблемами в обучении — причиной становятся нарушения в развитии фонематического слуха, восприятии знаковой системы и её воспроизведении. Дисграфия — одно из таких нарушений, приводящих к путанице букв при письме. Для предупреждения дисграфии составлено это пособие: упражнения помогают исправить почерк, профилактируют ошибки при написании, развивают память, воображение, аккуратность, внимание.

Качественное пособие по русскому языку станет хорошим подспорьем для эффективной работы на уроках, самостоятельных занятий с ребёнком дома. Главное — не перегружать ученика домашними заданиями, достаточно времени уделять его мотивации, использовать игровые методы обучения.


свойство произведение корней надпись