Карандаш и циркуль леонид из спарты надпись Цой жив! ничоси мем на парте 11 в квадрате надпись

Похоже, вы используете блокировщик рекламы. Наш сайт существует и развивается только за счет дохода от рекламы.

Пожалуйста, добавьте нас в исключения блокировщика.

Список уроков
Скрыть меню

На главную страницу На главную страницу
Войти при помощи
Войти на сайт через ВКонтакте

Темы уроков


Начальная школа

Математика 5 класс

Математика 6 класс

Алгебра 7 класс

Геометрия 7 класс

Алгебра 8 класс

Алгебра 9 класс

Алгебра 10 класс

Алгебра 11 класс

Работа избавляет нас от трёх видов зла — скуки, порока и нужды. Вольтер
На главную страницу На главную страницу на главную

Откуда математика в музыке и что такое ритм. Идея урока

лупа Скрепки
Поддержать сайтспасибо
←Вернуться в «Доклады по математике»

Считается, что музыка, как часть мира искусства, для которого характерны эмоциональность и чувственность, далека от математики, олицетворяющей взвешенность и холодный ум. В действительности между ними много общего. Вы можете продемонстрировать это, рассказав своим ученикам, что такое ритм в музыке.

Почему ритм в музыке простыми словами — это математика?

Ритм — это упорядоченное чередование нот и пауз. Музыкальное произведение можно представить как график, на котором ось X обозначает время, а ось Y — громкость звука. При внимательном рассмотрении вы заметите, что композиции состоят из похожих фрагментов, которые регулярно повторяются. Причем не хаотично, а упорядоченно, или ритмично.

В качестве примера прослушайте «Оду к радости» — известный фрагмент 9-й симфонии Л. ван Бетховена. На скриншоте ниже — начальный фрагмент того же самого произведения в программе, которая отображает кривые звука, АудиоМАСТЕРе. Здесь можно увидеть уже упомянутый график (осциллограмму) и повтор похожих фрагментов.

В чем отличие ритма и такта?

Музыкальные композиции делятся на множество мелких отрезков с одинаковой продолжительностью, которые называются долями. Они могут быть:

  • акцентированными (сильными) — на них присутствуют ноты, которые могут исполняться более громко или выделяться дополнительными инструментами, например, тарелками;
  • неакцентированными (слабыми) — в них делаются паузы, или ноты исполняются менее громко.

Для удобства доли объединяются в более крупные единицы — такты. Их размер обозначается дробями. В числителе указывается количество долей в такте, а в знаменателе — их условная длительность. Например, 2/4 или 4/4, где две или четыре доли с длительностью по четыре условные единицы. Следует помнить, что это скорее удобная форма записи, а не полноценная дробь, из-за чего правила сокращения применять не нужно.

Вернемся к «Оде к радости» и откроем ее в секвенсоре (отображает ноты в виде своеобразной таблицы, а не в традиционной нотной записи) FL Studio. Европейское произведение приведено к четырехдольному размеру такта. Сами такты нумеруются (красная рамка), а их границы обозначаются более контрастной вертикальной чертой (выделены желтым). Границы долей обозначены чуть менее контрастной чертой (некоторые из них выделены зеленым).

Музыкальный ритм — это определенное чередование акцентов, иными словами сильных и слабых долей. Без такого чередования произведение звучит монотонно, а без эмоциональной выразительности музыка перестает быть музыкой. В свою очередь, такт — это расстояния на сетке ритмического рисунка между сильными долями.

Наглядной аналогией музыкальному ритму может служить стихотворная рифма. В произведении А. Блока на скриншоте ниже между собой рифмуется каждая вторая строчка: первая — с третьей, вторая — с четвертой. Дополнительный акцент создает частичный повтор первой и последней строчки.

Какая роль отведена паузам в музыке?

Ритмика задается в том числе при помощи пауз. Доли, которые следуют после тишины, становятся акцентированными, даже если они звучат не так громко, как другие. Слушатель всегда невольно обращает внимание на эти фрагменты. Паузы могут быть долгими или короткими, но делаются соразмерно долям.

В песне The Beatles «Love Me Do» паузами обозначаются последние строки куплетов и начало последнего куплета. Причем сами эти фрагменты не исполняются громче и не выделяются интонациями.

Традиционная ритмика, которая привязана к тактам, называется метрической. Паузы позволяют смещать акценты с сильных долей на слабые (синкоп). В результате может нарушаться метрическое построение, что придает композиции необычное звучание.

Какой бывает темп?

Насколько быстро доли сменяют друг друга, определяется темпом. Этот параметр измеряется в ударах в минуту (удар/мин, также используется сокращение от английского «Beats per Minute» — bpm). Соответственно, медленные, спокойные произведения могут иметь темп примерно 60-80 удар/мин, более быстрые — около 120. Композиции со скоростью выше 180-190 удар/мин встречаются редко, поскольку в этом случае музыка постепенно ощущается как неприятный шум. В качестве примера прослушайте фрагмент из мультфильма «Летучий корабль» — «Частушки Бабок Ежек», которые исполняются в темпе 145 удар/мин.

Как отличить друг от друга размеры?

Нужно много практиковаться. Некоторые свойства являются относительными, а их значения устанавливаются лишь для удобства или по традиции. Например, в секвенсорах по умолчанию такты делятся по четвертям, но визуальное отображение можно поменять, если другая схема вам более привычна и удобна.

Тем не менее анализ композиций станет необычным упражнением, которое разовьет внимательность и слух, а кого-то из ваших учеников, возможно, побудит заняться творчеством.

Как сделать ритм в музыке?

Кратко объясните детям, что такое музыкальный ритм в музыке, дайте простые определения основным терминам и переходите к практике. Далее мы расскажем об упражнениях, с которыми справится большинство ребят.

Учимся считать ритм

При обучении музыке и танцам в качестве упражнения используется счет вслух. Каждая доля в такте нумеруется от 1 до 4. Сильные доли выделяются интонацией. Счет должен соответствовать темпу произведения, а временные отрезки между произнесенными цифрами — быть одинаковыми. Для связки может добавляться «и»: «1-и-2-и-3-и-4-и». На первое время фоном можно включать биение метронома.

В качестве примера лучше использовать танцевальные жанры, поскольку они имеют четкую и понятную ритмическую фигуру. Например, у вальса хорошо различимы четыре доли, а первая делается более выразительной («РАЗ-два-три-четыре-РАЗ-два-три-четыре-...»). Это заметно на примере вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Его ритмическая структура хорошо прослушивается. Интересно и то, что темп произведения то ускоряется, то замедляется, и композитор использовал паузы.

Также можно распечатать простые детские песни, разложенные по слогам. Затем предложить ученикам прочитать (спеть) их с правильной расстановкой ритма.

Учимся видеть ритм

Здесь на помощь придет звуковой редактор, например, приложение АудиоМАСТЕР. Оно полноценно работает на слабых компьютерах, а сами дети легко разберутся в интерфейсе программы.

Выше мы упоминали, что ритмическая пульсация заметна визуально. Откройте в программе подходящую композицию, сделайте и распечатайте скриншот ее окна. Раздайте эти материалы ученикам и предложите выделить повторяющиеся фрагменты (например, пунктирными линиями) и определить ритм. Например, вот так выглядит фрагмент «Танца маленьких утят» в АудиоМАСТЕРе. Для наглядности можно менять масштаб при помощи колеса мыши и выбирать те части произведения, в которых ритм визуально более заметен.

Создаем ритм самостоятельно

Это упражнение можно использовать как самостоятельное или домашнее задание. Предложите детям загрузить композицию в АудиоМАСТЕР или в другую аналогичную программу. Затем внимательно прослушать произведение, попытаться найти такты или другие повторяющиеся части и скопировать их по отдельности в новые файлы. Далее сохранить и принести для проверки на флешке.

Последовательность действий следующая:

  1. Запустите приложение.
  2. Перетащите в окно программы композицию или добавьте ее кнопкой «Открыть файл».
  3. Кнопки управления плеером находятся внизу слева. Со значком треугольника — воспроизведение, с прямоугольником — стоп.
  4. Выделите нужные фрагменты мышью, при необходимости поменяйте масштаб (увеличить и уменьшить) колесом прокрутки. Щелкните правой кнопкой и выберите «Копировать».
  5. Кликните по кнопке с листом бумаги («Создать аудио») в верхнем левом углу.
  6. Программа предложит указать параметры нового проекта, но достаточно просто выбрать «Создать».
  7. Нажмите правой кнопкой мыши внутри проекта и выберите «Вставить».
  8. Кликните значок дискеты наверху слева.
  9. Выберите «MP3» и нажмите «Сохранить». Затем введите имя файла и укажите для него папку.

В качестве более сложного задания можно предложить записать ритм с микрофона. Нужная для этого функция находится на стартовом окне редактора.

  1. Выберите микрофон из списка и нажмите «Начать новую запись».
  2. В нужный момент остановите процесс и нажмите «Сохранить».
  3. Записанный материал откроется в редакторе. Чтобы трек не был слишком тихим или не возникали искажения от избыточного уровня звука, необходимо выровнять громкость.
  4. Теперь файл можно сохранить уже знакомым способом.

Подведем итоги: почему ритм — это математика?

Структура композиций имеет строгое разделение хорошо различимые фрагменты. Можно сказать, что ритм — это пульс произведений в музыке: мы дали определение понятию и кратко рассказали о других связанных терминах. Вы можете предложить детям определить доли и такты. Так они разовьют внимание и слух, ближе познакомятся с музыкальным творчеством со стороны композитора, а не обычного слушателя. Материалы для занятий можно подготовить в редакторе АудиоМАСТЕР.



Ваши комментарии

Важно! Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи «ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:

Отправить

11 в квадрате надпись