Карандаш и циркуль типа крутой надпись на парте 14 в квадрате надпись на парте фаллаут надпись на парте рик и морти рисунок на парте

Похоже, вы используете блокировщик рекламы. Наш сайт существует и развивается только за счет дохода от рекламы.

Пожалуйста, добавьте нас в исключения блокировщика.

Список уроков
Скрыть меню

На главную страницу На главную страницу
Войти при помощи
Войти на сайт через ВКонтакте

Темы уроков


Начальная школа

Математика 5 класс

Математика 6 класс

Алгебра 7 класс

Геометрия 7 класс

Алгебра 8 класс

Алгебра 9 класс

Алгебра 10 класс

Алгебра 11 класс

Фразы — дело хорошее, но меня цитировать пока не стоит.Администратор
На главную страницу На главную страницу на главную

Арт-терапия для детей: как снизить стресс у школьников

лупа Скрепки
Поддержать сайтспасибо
←Вернуться в «Доклады по математике»

Интенсивное обучение на уроках, взаимодействие со сверстниками, сложный подростковый период вызывают у ребенка напряжение и эмоциональную усталость. Как помочь ему конструктивно выплеснуть накопившиеся переживания и почувствовать расслабление? Один из способов — арт-терапия. В статье расскажем, что такое арт-терапия, какие виды существуют в рамках этого направления и как с помощью нее помочь школьнику.

Что такое арт-терапия

Арт-терапия — это самостоятельное направление в психотерапевтической практике, которое позволяет решать психологические проблемы посредством творчества. Термин был введен английским художником Адрианом Хиллом в XX веке. Он заметил, что занятия рисованием помогают раненым солдатам быстрее восстановиться и даже полностью выздороветь. Впоследствии он опубликовал книгу «Искусство против болезней», где описал результат проведенных занятий и полученный опыт.

Преимущества арт-терапии для школьников

Психологи называют арт-терапию наиболее экологичным, деликатным и безопасным направлением, поэтому она прекрасно подходит для работы с детьми. Она позволяет:

  • гармонизировать эмоциональное состояние;
  • отрегулировать поведение;
  • нормализовать самооценку;
  • улучшить взаимоотношения школьника с окружающими;
  • научить его конструктивно справляться со стрессом;
  • помочь ребенку принять себя, свои особенности;
  • легко выразить скрытые чувства, подавленные эмоции.

Арт-терапия способствует также творческому развитию ученика, накоплению им эстетического опыта и улучшению его сенсомоторных умений.

Методы и техники арт-терапии в школьной практике

В современной практике арт-терапия для детей не ограничивается только рисованием, а подразумевает также танцевальную, драматургическую, музыкальную, песочную и многие другие виды терапии. В рамках школы могут организовываться как групповые, так и индивидуальные курсы. Проводить их должен специалист, имеющий художественные навыки и получивший образование в области детской психологии и развития. Им может быть школьный психолог или приглашенный арт-терапевт.

Рисование

По-другому это направление еще называют изотерапией. В процессе сеанса ребенок создает рисунок в любой технике и в каком-угодно стиле. Художественная «правильность» и эстетичность здесь не имеют значения. Главное — дать учащемуся возможность рисовать как ему хочется: без ограничений, исправлений и правил. Делать предварительный черновой набросок тоже не нужно.

Для изотерапии можно использовать любые материалы: гуашь, масляные и акриловые краски, карандаши, фломастеры, уголь, пастель и прочие. Также не имеет значения, чем школьник будет водить по бумаге: кистями или пальцами. Многие психологи предлагают детям рисовать руками даже при использовании красок.

Что понадобится

  • холст или лист бумаги;
  • баночка с водой;
  • красящий инструмент: краски, карандаши, пастель и т.п.;
  • скатерть или клеенка на стол;
  • кисти (при необходимости).

Лепка и моделирование

Эти техники позволяют эффективно проработать детские страхи, стрессы, тяжелые воспоминания и агрессию. В процессе лепки или моделирования ребенок не просто визуализирует, но фактурно воплощает и развенчивает то, что его беспокоило. Для лепки в качестве материала могут быть использованы глина, пластилин, соленое тесто, песок. Таким образом, вылепив причину своего страха, ребенок потом легко ее трансформирует во что-то положительное. Для моделирования отлично подойдет цветная бумага, картон, текстиль.

Что понадобится

  • клеенка ПВХ;
  • основной рабочий материал;
  • ножницы, карандаш (для бумаги, картона);
  • баночка с водой (для глины).

Фототерапия

Новая техника в арт-терапии, основу которой составляет фотография. Суть метода заключается в том, что изучается не сам предмет изображения, а мотивы ребенка: почему он выбрал именно этот объект, ракурс, цветовое окружение, такую освещенность и т.п. При анализе сделанных школьником фотографий выявляется его бессознательное. Для проработки психологических проблем снимки можно изменять с помощью фоторедактора. Этот метод будет наиболее интересен подросткам.

Что понадобится

  • детский фотоаппарат;
  • чехол для него;
  • софт для обработки фото.

Чтобы дети могли самостоятельно и без лишних усилий редактировать свои изображения, им нужна простая и понятная программа на русском языке. Назовем три подходящих варианта. На ПК вы можете скачать ФотоМАСТЕР или Paint.net, а на телефон — InShot.

Коллажирование

Универсальная техника для любых возрастов. Она отлично подойдет тем, кто не любит рисовать, моделировать или лепить. Ее суть заключается в следующем: на холст крепится всевозможный иллюстративный материал. Это могут быть фотографии, наклейки, этикетки, картинки, вырезки из журналов, газет, книг, раскрасок и тому подобное. Главное здесь, как ребенок выразит свои внутренние переживания, мысли, эмоции. Для реализации этого способа нужно заранее выбрать тему: мечты, лето, твои желания, настроение и т.д.

Если ребенок проходит фототерапию, то коллажирование может стать дополнительной сопутствующей арт-техникой. В этом случае ему стоит предложить склеивание сделанных снимков. Их точно так же можно сочетать с наклейками, всевозможными вырезками, рисунками и даже гербарием.

Что понадобится

  • лист бумаги или текстильная доска;
  • визуальный «рабочий» материал;
  • клей-карандаш (для бумажной основы);
  • набор кнопок (для тканевой доски).

Театральная терапия

В процессе драматургической деятельности у школьников появляется возможность примерить на себя множество самых разных образов и ролей, погрузиться в неизведанные, пугающие, сложные ситуации и выйти из них победителем. Занятия в театральном или кукольном кружке позволяют скорректировать и улучшить процесс социализации детей в обществе как сверстников, так и взрослых.

Еще театральная сцена — это отличный способ выплеснуть свои эмоции и выразить чувства, прожить «понарошку» то, что пугает, травмирует, мешает в действительности. Для этой цели в театре задействуется все: голос, интонирование, мимика, жесты, движения тела, демонстрация внутренних переживаний.

Что понадобится

  • костюмы или куклы;
  • сценический реквизит (возможно);
  • бумага для печати и заучивания реплик.

Музыкальная терапия

Метод для любых возрастов. Особенно понравится тем, кто не любит заниматься творчеством или очень сильно закомплексован. Различают два вида музыкальной терапии — пассивную и активную. В первом случае учащийся просто прослушивает аудиокомпозиции, отвечающие его психологическому и эмоциональному состоянию. Во втором — школьник сам активно принимает участие в создании треков. Он может петь, играть на музыкальных инструментах, воспроизводить звуковые эффекты.

Что понадобится

  • коллекция музыкальных произведений;
  • микрофон (для пения);
  • наушники (для прослушивания);
  • инструменты: гитара, барабаны, ксилофон, ложки и пр.

Практические советы для родителей, учителей и школьных психологов

  1. Не гонитесь за «красивым» результатом и эстетичностью работы. Цель арт-терапии не научить ребенка рисовать, лепить, моделировать, а помочь ему справиться с психологической проблемой. В связи с этим важен не «продукт» творчества, а сам процесс.
  2. Не ограничивайте ребенка правилами, исправлениями и подсказками. Чтобы максимально раскрыться и обнажить скрытое бессознательное, он должен чувствовать полную свободу и уверенность. Уверенность в том, что его не будут ругать за ошибки, не станут менять или подсказывать способ самовыражения.
  3. Создайте благоприятную атмосферу. Ребенок должен полностью доверять тому специалисту, с которым работает в процессе арт-терапии. Если школьник очень стеснительный, то стоит его заранее познакомить с педагогом или предоставить ему больше времени для узнавания «чужого» взрослого.
  4. Предлагайте ученику техники, соответствующие его возрасту. Если дошкольникам и младшим школьникам скорее всего понравится лепка, драматургия или куклотерапия, то подросткам будет ближе фототерапия, коллажирование. Рисование и музотерапия являются универсальными методами.

Заключение

В статье мы рассмотрели базовые моменты, связанные с арт-терапией для школьников. Прежде чем подбирать технику для своего ребенка, сначала спросите его самого о предпочтениях и интересах. Затем посоветуйтесь со специалистом — психологом или арт-терапевтом. Познакомьте школьника заранее с новым человеком и приступайте к приятной и эффективной терапии посредством творчества. Упражнения по рисованию, лепке, моделированию, коллажированию или музотерапии при необходимости можно выполнять дистанционно.



Ваши комментарии

Важно! Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи «ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:

Отправить

рик и морти рисунок на парте